«Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
С какого возраста обучать детей театральной деятельности? Чему учить и как учитывать возрастные особенности?
Ответы на эти вопросы следует, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К. С. Станиславским, П. М. Ершовым, и др.
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.
Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим встают две основные задачи:
-
понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
-
помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:
-
освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
-
освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусств.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.
Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.
Результаты работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Для развития театрализованной деятельности в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Музыкальный зал разделен занавесом на зоны, необходимые для театрализации. Родители с огромным желанием оказывают помощь в изготовлении костюмов. Сообща мы изготавливаем декорации, атрибуты, маски, парики, шьем костюмы сказочных персонажей для спектаклей. В группе функционирует уголок ряжения. Имеется фонотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.
В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети:
-
Умеют: разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями.
-
Знают некоторые виды театров: кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.
-
Имеют представление: о театре, театральной культуре, об истории театра, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
-
Знают театральные профессии - актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, и т. д.
Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах:
-
Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
-
Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
-
Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
-
Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
-
Принцип индивидуального подхода к детям – организую работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
-
Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
Составлен перспективный план кружковых занятий, которые организуются систематически 1 раз в неделю, длительность 20 минут.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагога с родителями воспитанников. Для достижения этой цели разработан план по работе с родителями. В него вошли: папки-передвижки, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, участие в различных конкурсах, совместные спектакли.
«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок!»
В. Сухомлинский.