Летопись нашего сада

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20

 село Петропавловское Арзгирского района

Ставропольского края

Летопись нашего сада

 

                      Дошкольное воспитание 
                        из истории с. Петропавловского

 

   Из книги «История с. Петропавловского», автора Сварич Ю.П, мы читаем , что в 1936 г происходят важные организационные события в нашем селе. На базе трех артелей создаются четыре колхоза, которым судьба уготовила просуществовать 14 лет. Это был самый трудный, невероятно тяжелый период жизни колхозов и колхозников, да и всех жителей с. Петропавловского.
В северо- западной части села организован колхоз «Борьба за урожай», в центре села, колхоз «Новый быт», колхоз «Советская культура» располагался в центре села по обе стороны балки «Сухая Куранта», колхоз «Ударник», занимал южную часть села. С образованием колхозов началась проводиться огромная работа по созданию полевых севооборотом и посадке лесополос.
С ранней весны и до глубокой осени кипела работа. Колхозники дневали и ночевали в полевых условиях, лишь изредка наведывались в село.
   С 1930 по 1935 годы в селе проживало более 7,5 тысяч спец. переселенцев. Семьи как правило, были большие и во многих хатах жили по две, а то и по три семьи. Чтобы взрослые не переживали за своих детей(а в каждой семье их было до 5, а то и более), в колхозах организовали детские разновозрастные «площадки».Работающие две женщины выполняли работу воспитателей, няней, поваров, прачек и т.д. Детские «площадки» работали круглосуточно, но посещаемость была низкой, потому что в каждой семье старики, старшие дети присматривали за малышами.
   В военное и послевоенное время для петропавловских семей было самое трудное. Многие семьи остались без отцов, сотни вдов остались с 2-3 малолетними детьми по существу раздетыми и нищими. По улицам едва двигаясь ходило много нищих женщин с младенцами на руках и вместе с ними малолетние дети в оборванной одежде, рваной обуви на босую ногу в промозглую сырую погоду. От болезней и голода в эти годы умерло много людей, особенно высокая смертность была среди детей дошкольного возраста. Но жизнь продолжалась.
   С большим напряжением сил поднималось после войны колхозное производство. Наконец – то был упразднен комендантский режим и вместо комендатуры стал сельский совет. А 6 сентября 1950 года народу было объявлено о соединение колхозов в один. Объединенному колхозу дали имя Сталина. В связи с этим , объединением возникло много организационных вопросов по внутри колхозному переустройству. Начали строительство почты, радиоузла, бани. Появилось освещение в конторе колхоза, средней школе. Также строится механическая мастерская по лучшим проектам того времени. Жизнь на селе набирала ход.
   В феврале 1958 г МТС упразднили и старая деревянная контора этой организации переходит во владение детского дошкольного учреждения. летом этого года открывается детский сад и возглавляет работу коллектива Чекмарева Евдокия Илларионовна,человек в высшей степени ответственный и беспокойный. В саду действовали три группы: младшая, средняя, старшая. Каждую группу посещали до 20 человек. Воспитывали детей Суханова Надежда Федоровна, Шилина Светлана Петровна, Деревянко Александра Ефимовна. На каждый день воспитатели писали планы работы, полностью выполняли режим дня детского сада. В эти годы еще не было программ обучения, ни многочисленных пособий, литературы. Многое приходилось изыскивать и создавать самим. Каждое занятие и мероприятие проводились в сочетание обучения и игры. Игровые элементы помогали малышам без скуки и переутомления сознательно накапливать знания. Правда, игрушек для детей было мало, но взрослые, своими руками мастерили игрушки, различные поделки. В группах было чисто и уютно. В зимнее время каждая группа отапливалась дровами и углем. В спальне стояли железные кроватки голубого цвета. Самых маленьких детей, укладывали спать в люльки, которые легко раскачивались из стороны в сторону. Детская площадка во дворе была единственной для всех детей детского сада. В центре разместили песочницу, а по краям деревянные качели. Только чуть позже взрослые сделали большую деревянную машину для игры «Шоферы». Вместе с воспитателями работали и нянечки Корчагина Надежда Борисовна, Васильченко Мария Ивановна, Сердюкова Мария Порфирьевна. Разумеется, что помещения приспособленные под детский сад, к середине 60-х годов оказались тесными и не отвечали потребностям дошкольного воспитания петропавловских ребятишек.
   Детский сад работал круглосуточно. На ночь оставались дети чабанов. Родители этих детей жили на кашарах и могли забрать детей только в выходные дни. Детям было интересно в детском саду. Чуткие воспитатели могли найти «ключик» к каждому ребенку. Музыкальные занятия и утренняя гимнастика проводилась под веселые напевы гармошки. Только в начале 60-х годов в детский сад был принят на работу баянист Лебединский Виктор Захарович.
   В феврале1962 года на общем собрании колхозников избирается председателем колхоза Немеровченко Григорий Алексеевич. Начинается новая страница в истории села и колхоза. Новый председатель понимал, что для серьезных сдвигов нужны радикальные перемены. В марте 1965 года в центре села стал строится с большим размахом Дом Культуры. Одновременно с ДК стали строится дома для специалистов, детский сад, аптека. Немалая заслуга в строительстве принадлежит прорабу колхоза Смирнову Александру Александровичу и председателю сельского совета Балакаеву Константину Александровичу. Село становилось краше.
   Первого декабря 1966 года в ценре села Петропавловского был открыт новый детский сад с современной планировкой игральных и спальных комнат. В подсобных помещениях располагались кухня, столовая, прачечная. Детский сад возглавила Вишнякова Валентина Филипповна, вместе с ней трудились воспитатели Рязанова Антонина Ивановна, Ларская Валентина Петровна, Александрина Надежда Федоровна, Гаранжа Александра Георгиевна Корсунова Лидия Ивановна, Сварич Валентина Николаевна, Полянко Галина Николаевна, Морозова Зоя Васильевна;музыкальный работник Рязанов Виктор Гарилович; нянечками Животова М.И.,Литвинова М.П., Рудакова А.Ф., Прусакова Н.А., Хижняк А.Ф Сердюкова З. Г.; поварами Дамаскина Е.Г., Самойленко Л.И. Ковалева Г.А.; завхозом Згонникова З.И.; прачками Мирошниченко М.И., Дроздова З.П., Булавина Л.П., Самойленко В.Г.
   В общей сложности сад посещали около 90 детей . Педагогический коллектив имел среднее специальное образование и пользовался поддержкой Арзгирского РОНО. Прошло 20 лет, и оказалось что этот детский сад стал тесен и не может вместить желающих детей посещать дошкольное учреждение.
   В конце декабря 1987 года коллектив детского сада во главе с Ларской Валентиной Петровной стал работать в новом двух этажном здании детского сада, в котором воспитывалось 120 детей в 6 группах. Воспитателями в новых группах работали: Рязанова А.И., Корсунова Л.И., Павлова Н.Г., Юрченко Л.Е., Шавшина В.Н., Митрофанова Т.И., Полянко Г.Н., Дроздова Н.В.; помощниками воспитателей Попова Н.К., Голубовская А.И., Згонникова Л.И. Итак годы идут. меняется коллектив. на смену ветеранам приходят молодые. подготовленные педагоги. Жизнь детского сада продолжается. Когда мы говорим о системе образования, то в первую очередь подразумеваем среднее или высшее.
   Дошкольное же при этом воспринимается как нечто не столь важное и вовсе не обязательное. В период экономических реформ 90 -х годов прошлого века детские сады стали едва ли не первыми, от чего избавились как от ненужного балласта. Особенно это происходило на селе. За десятилетие сократилась рождаемость, сады пустовали, коммуникации ремонтировать было не на что. Надвигалось откровенно безрадостное будущее: молодежь покидала село или отказывались от рождения ребенка. Можно сказать, что с 1995 года дошкольное образование и воспитание продолжали работать исключительно за счет собственной жизнестойкости. К началу нового тысячелетия в с. Петропавловском повзрослели дети 80-х годов рождения – время сельского «демографического всплеска». И уже начиная с 2005 года детское население начинает неуклонно расти. Пять лет назад мы начали серьезно заниматься проблемами детского сада. Воспитатели повысили свой уровень образования в высших учебных заведениях. Все воспитатели, мед сестра, руководитель по физической культуре, постоянно проходят курсы повышения квалификации. Многие имеют первую квалификационную категорию. Коллектив старается быть на уровне передовых детских садов района и ведут свою работу так, чтобы детский сад перестал быть просто «камерой хранения»: ушли родители на работу- сдали на это время ребенка. Наша задача ставится таким образом: детский сад – это дом, где формируется ресурс нации, ресурс физически здоровых, умных, развитых ребятишек.

   Вместе с нами проблемы, заботы и радости делят неравнодушные люди. Это председатель СПК «Россия» Васильев А.В., священник отец Анатолий и глава администрации МОУ
с. Петропавловского Данченко В.П., которые к Дню защиты детей и к Дню знаний подарили подарки в денежном выражении.

   Дошкольный возраст – самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов. именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Одним из средств духовно – нравственного воспитания, формирования мировоззрения, основанного на базовых ценностях национальной культуры, является музейная педагогика.
   В нашем детском саду создан этнокультурный уголок, где собраны разнообразные экспонаты, посвященные родному селу: предметы интерьера, иллюстрированный материал, художественная и познавательная литература, фотографии. При посещении «Горницы», дошкольники знакомятся с одеждой, жизненным укладом, традициями, декаротивно – прикладным искусством жителей села. Воспитатели рассказывают детям о том далеком времени, когда жили наши деды и прадеды. Дети не только знакомятся с предметами быта, их названиями и назначением, но и осваивают приемы изготовления глиняной посуды, вязания, плетения из лозы; разучивают загадки, пословицы, поговорки, народные игры, песни и танцы.

   Для игровой деятельности детей в дошкольном учреждении имеются спортивный и музыкальный зал, где размещены: развивающие игры, игрушки и пособия, соответствующие возрасту детей, игровой материал для развития двигательной активности, спортивное оборудование. Руководитель физического воспитания Полянко Г.Н. и музыкальный работник Самойленко А.М. проводят с детьми игры на развитие движения. В нашем детском саду проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей. С этой целью используются здоровьесберегающие технологии руководителем первой квалификационной категории физического воспитания Полянко Г.Н. . Дыхательная гимнастика Стрельнеиковой, фитотерапия, ароматерапия, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Так же практикуются разнообразные физкультурные занятия: занятия по традиционной схеме, игровые занятия( состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности) Занятия – тренинги ( тренировки в основных видах движения), ритмическая гимнастика ( занятия состоящие из танцевальных движений, занятия - соревнования, двигательно - творческие занятия, сюжетные, занятия – зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормативы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние. Результатом работы педагогов с детьми по применению методического пособия в практике является изменение групп здоровья, снижение заболеваемости, развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Анализируя физические показатели, уровень заболеваемости , по сравнению с контрольной группой, наблюдается значительное снижение заболеваемости и рост физических показателей у детей детского сада.
   Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда актуальна, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с повышением уровня требований родителей к развитию детей. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного следования выбранной цели. В нашем детском саду функционируют 4 группы – ясельная, вторая младшая, средняя и старшая. В ясельной группе «Забавушка» работают воспитатель Денисова Людмила Владимировна и помощник воспитателя Митрофанова Роза Дениевна. Группу посещают 16 детей. В раннем возрасте дети в прямом смысле слова привязаны к маме. Она земной шар, вокруг которого крутится их жизнь. Воспитатели старательно вовлекают родителей в педагогический процесс с целью налаживания сотрудничества по вопросам воспитания и обучения детей, которое снимает состояние повышенной тревожности у родителей, помогают продуктивно организовать жизнедеятельность ребенка дома, создают предметно – развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями ребенка. На протяжении года воспитатель Денисова Л.В. проводит собрания, консультации, на которых родители узнают о возрастных особенностях детей, проблемах адаптации к детскому саду, задают вопросы и делятся своими знаниями. На очередной встрече в родительской гостиной совместно с родителями, воспитатель выбрала метод познавательно – игровых проектов, позволяющий создавать условия для благополучия детей, что не мало важно в раннем возрасте. В группе «Забавушка» создана творческая группа, в которую входят медсестра детского сада, воспитатель и родители Бондаренко Т.Н., Рудакова С.В., Магомедова Р.М., Гаджибалаева А.Г.


...Взрослый человек, а живу в мире детства.
(из опыта работы)


   Мастерство педагога. В чем оно? В знании своего дела. В любви к нему. В неотделимости профессионального труда от собственных жизненных интересов. В самоотверженной отдаче своего времени и сил, ощущении удовлетворения и радостной приподнятости. В счастье видеть устремленные на тебя детские глаза, в которых безграничное доверие, радость, надежда, пытливость. В ответственности перед обществом, доверившим педагогу свое будущее.
Я очень рада: став взрослым человеком, живу в мире детства, умею смотреть глазами детей! Что позволяет мне быть жителем этого мира? У меня есть особый пропуск – моя профессия воспитатель детского сада. К.Д.Ушинский сказал: «Если вы удачно выбрали труд и вложили в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». Что влияет на выбор моей профессии? Может, это стечение обстоятельств или, как часто говорят, судьба. Я поняла, что профессия воспитатель – это труд человека, прежде всего над самим собой, можно учить других осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети! По складу своего характера я энергична и не могу сидеть на месте, рутина постоянства не для меня, а с детьми каждый день – это открытие чего- то нового.
   Чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность – задача не из легких. Воспитатель должен быть эрудированным человеком. Иначе нельзя: ведь меня ежедневно окружают почемучки. И еще воспитатель должен быть общительным, артистичным, доброжелательным и веселым. Все эти качества и составляют индивидуальность педагога, своеобразная личность.
   У каждого педагога свой опыт и методика работы. Я всегда стремилась найти свой стиль, «личный почерк» в работе с детьми. В работе с воспитанниками я применяю личностно -ориентированный подход. Осуществляю индивидуальный подход к группе в целом и конкретно к определенным детям, учитывая особенности темперамента. Стараюсь помочь каждому ребенку совершенствовать его индивидуальные особенности, развиваться как личность.
Занятия с детьми проходят в атмосфере эмоционального подъема, искренности, свободного проявления инициативы, творчества. Стараюсь не прибегать к наставлениям, чтобы у ребенка возникло самостоятельное желание исправить свою ошибку. Для закрепления уверенности ребенка в собственных силах использую прием акцентирования успехов. Стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные методы и приемы работы с дошкольниками, так как считаю, что инновации позволяют формировать и воспитывать ребенка соответственно требованиям сегодняшнего времени.
   Пассивность меня раздражает. Иногда смотрю – дети сидят, разбившись на группки, ничем не занимаются. Это происходит по вине воспитателя, не умеющего организовать детей. Я советую им строго следить за режимом дня. Это немаловажно- вовремя накормить, не переспать, вовремя закончить занятие. Этим вопросам большое внимание уделяет мед.сестра и заведующая нашего учреждения. А мое кредо: порядок в жизни ребенка означает также порядок в его потребностях, привычках, мыслях.
   Детский сад – удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего – то нового, интересного. -Не спешите расставаться с детством. Верьте сказкам и внушайте их мудрость детям. Играйте вместе с ними, - вот добрый мой совет каждому взрослому. Игровые элементы помогают малышам без скуки и переутомления сознательно накапливать знания. А радость познания – вот суть нашего воспитания.


   Г.Н.Полянко детский сад №20 с.Петропавловское

Дата последнего обновления страницы 22.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения