Доступность услуг для инвалидов

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20

 село Петропавловское Арзгирского района

Ставропольского края

Доступная среда

 

    

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих.                                                                        
Мир особого ребенка - допускает лишь своих                                                                                               
Мир особого ребенка интересен и пуглив.                                          
Мир особого ребенка безобразен и красив. 



 Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Цель инклюзивного образования ДОУ: Ссоздание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

Задачи инклюзивного образования:

1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.

3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.


    Реабилитация детей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
    В России  реализуется программа "Доступна среда",  разработанная правительством РФ на 2011 - 2020 годы.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ 


Федеральные документы

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 июня 2019 г. N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" (с изменениями и дополнениями)

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ 16 октября 2015 г. г. Ставрополь № 327-рп Об организации работы по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края

ЗАКОН СТАВРОПОЛЬКОГО КРАЯ О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур"  

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ   МКДОУ Д/С № 20 с..ПЕТРОПАВЛОВСКОГО

  1. Обеспечение доступа в здание дошкольного образовательного учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
    2. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    3. Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    4. Плата  Размер платы за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении
    5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
    6. Видеоуроки для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.(Раздел «Дошкольники»)
    7. Единый портал цифровых образовательных ресурсов

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

3. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования 
6. ПРИЛОЖЕНИЕ  Фотофиксация   на  объекте

7. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ на 2022-2023 учебный год

 

О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.

В МКДОУ детей –инвалидов нет.

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

У входа в здание имеется пандус. У входа (входа) на территорию расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников МКДОУ, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимой технической помощи. На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен «Желтый круг» — предупредительный знак для слабовидящих людей.
В соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья,  в образовательной организацией частично созданы условия для беспрепятственного входа в здание МКДОУ и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании  (при необходимости с помощью сотрудника МКДОУ). 

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание отдельного меню не осуществляется. МКДОУ осуществляет питание детей  в соответствии с:

- Федеральным законом от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020  г. № 32;

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2. 

В учреждении организовано сбалансированное трехразовое питание в соответствии с примерным 10- дневным меню.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется медицинской сестрой ГБУЗ "Арзгирская районная больница"  в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.

 

Обеспечивается оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи:

- организуются профилактические осмотры;

- организация и проведение иммунопрофилактики;

- постановка и учет туберкулиновых проб;

- проведение санитарно-просветительской работы;

- контроль питания;

- организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий.

 

В Учреждении имеется  медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор.

Санитарно-гигиеническое состояние МКДОУ соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2. Световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. 

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – воспитанники МКДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет.

 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья –  вовремя проведения занятий в "Комнате Дорожного движения", "Экологической комнате", "Горнице", групповой комнате и музыкальном зале применяются мультимедийные средства,  для повышения уровня восприятия учебной информации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (при наличии). 

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (при наличии): музыкальный центр  с флеш-памятью.

* Примечание: общежитий и интернатов МКДОУ не имеет.

 

   В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).   
   Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
   Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

 

 

 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

    В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалид

 

    Значения условных обозначений категорий инвалидов:
 

 

Инвалиды с нарушением слуха

 

 

Инвалиды с нарушением зрения

 

 

Инвалиды с нарушением интеллекта
 

 

Инвалиды на кресле-коляске

 

 

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата


 

           

   Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.


    Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
•    закономерности психического развития,
•    показатели здоровья дошкольников,
•    психолого-физиологические особенности,
•    уровень общего развития,
•    коммуникативные особенности и речевое развитие,
•    эмоциональное благополучие.

    При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


    Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
•    дошкольное воспитание;
•    внешкольное воспитание и образование;
•    среднее общее образование;
•    среднее профессиональное образование;
•    высшее профессиональное образование.

    Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
   Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
   Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
    Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
   
     Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в учреждение доступной среды, позволяющей детям-инвалидам получить современное дошкольное образование, направленное на улучшение их качества жизни  и  интергацию в социум.
   
      Основные задачи нашего учреждения по реализации программы "Доступная среда":
- создание условий для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми и детьми - инвалидами;
- формирования толерантного отношения детей и взрослых к особенным детям;
- развитие у детей-инвалидов адаптивных способностей личности для самореализации в окружающем мире.
    Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нашего дошкольного образовательного учреждения возможно при соблюдении определенных условий:
•    организации безбарьерной среды,
•    повышении квалификации педагогов ДОУ,
•    организации психолого-педагогического сопровождения.                                              

    Решение о направлении ребенка с ОВЗ в наше дошкольное образовательное учреждение принимается родителями на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Каждый из специалистов   ПМПК составляет собственное заключение на основании обследования ребенка и дает родителям в устной форме рекомендации по обучению, воспитанию и организации жизни ребенка.
•   По результатам проведенного заседания составляется заключение комиссии о направлении ребенка в наше дошкольное учреждение с рекомендациями по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
•    Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
•    А для образовательного учреждения – обязательный для создания рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания ребенка.   

   

РАБОТА ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

 

Понятие и классификация 

    Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
   
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
    Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
 
    Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение:
- первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
    План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. 
   
    Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
 
    Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

    Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
  
    Медицинский персонал: 
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм. 

 

 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
    2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
    3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
    4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
    5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
    6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
   7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. а Вам понять его.
   8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
    9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.
    10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать. 

 

ИНФОРМАЦИЯ

Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ» 
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

 

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

     Доступность услуг для инвалидов.

     В нашем дошкольном учреждении оборудование территории, прилегающей к образовательной организации, и ее помещений, учитывает доступность для инвалидов:

 - оборудование 1входной группы пандусом;

- дублирование для инвалидов по зрению зрительной информации на сайте ДОУ;

 - помощь, оказываемая работниками образовательной организации, прошедшими необходимое инструктирование, возможность сопровождения работниками организации (приказ №143)

 

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приказ "Об организации работы по доступности объекта и услуг инвалидам и и другим маломобильным гражданам"

Инструкция «Оказание необходимой помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ»

«Правила этикета при общении с инвалидами работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 с. Петропавловского»

«Примерная программа обучения персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности объектов, услуг и ситуативной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам»

Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктажа персонала в МКДОУ д/с № 20 с. Петропавловского

 

Правила этикета при общении с инвалидами работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №20 с. Петропавловского

ПРИКАЗ 24.05.2022 г. с. Петропавловское № 143 «Об организации работы по доступности объекта и услуг инвалидам и другим маломобильным гражданам»

Инструкция «Оказание необходимой помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ»

«Примерная программа обучения персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности объектов, услуг и ситуативной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам»

  

 

Дата последнего обновления страницы 22.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения