Опыт работы

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20

 село Петропавловское Арзгирского района

Ставропольского края

Опыт работы

 

 

«Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.  Это способствует развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

 

 

 

 

 

С какого возраста обучать детей театральной деятельности? Чему учить и как учитывать возрастные особенности?

Ответы на эти вопросы следует, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К. С. Станиславским, П. М. Ершовым, и др.

Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

  • развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

  • создание атмосферы творчества;

    • социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:

  • освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

  • освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусств.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.

Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.

Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.

 

 

 

 

   

Результаты работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Для развития театрализованной деятельности в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Музыкальный зал разделен занавесом на зоны, необходимые для театрализации.  Родители с огромным желанием оказывают помощь в изготовлении костюмов. Сообща мы изготавливаем декорации, атрибуты, маски, парики, шьем костюмы сказочных персонажей для спектаклей. В группе функционирует уголок ряжения. Имеется фонотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.

В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети:

 

  • Умеют: разыгрывать сценки по знако­мым сказкам, сти­хотворениям, пес­ням с использова­нием кукол знако­мых видов теат­ров, элементов костюмов, декора­ций; чувствовать и понимать эмоцио­нальное состояние героев, вступать в ролевое взаимо­действие с други­ми персонажами; выступать пе­ред сверстниками, детьми младших групп, родителя­ми.

  • Знают некоторые виды те­атров: кукольный, дра­матический, музыкаль­ный, детский, театр зверей и др.

  • Имеют пред­ставление: о театре, театральной культуре, об истории театра, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

  • Знают театральные профес­сии - актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, и т. д.

 

Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах:

 

  • Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

  • Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

  • Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

  • Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.

  •  Принцип индивидуального подхода к детям – организую работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

  •  Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

 

Составлен перспективный план кружковых занятий, которые организуются систематически 1 раз в неделю, длительность 20 минут.

 

          Творчеству детей способствует установившийся контакт педагога с родителями воспитанников.  Для достижения этой цели разработан план по работе с родителями. В него вошли: папки-передвижки, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, участие в различных конкурсах, совместные спектакли.

«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазий,

а без этого он засушенный цветок!»

В. Сухомлинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения